mizarium (mizarium) wrote,
mizarium
mizarium

брат

Кто-нибудь помнит, чем отличается вентилятор от антибиотика? Или кто круче, адвокат или барон? Если в школе мы учили историю и читали книги, написанные до нашего рождения, то телевизор показывал современность. Современность была такова, что наши родители боялись выпускать нас из дома по вечерам. Мы точно знали, что раньше Санкт-Петербург был культурной столицей России, а теперь стал криминальной. Детский мозг невероятно восприимчив, я, например, до сих пор никак не могу забыть вступление к медному всаднику и почти помню Бородино. После универа место на чердаке совсем кончилось, и сейчас запоминать столько килобит ненужной информации я вообще не в состоянии. А тогда – пожалуйста. Тогда на чердак попадали образы, картинки из телевизора, формируя представление о том, как все сейчас происходит в мире взрослых. Мир взрослых был жесток. В нем жили по понятиям и взрывали мерседесы. Причем надо было обязательно позвонить на пейджер, чтобы сработал детонатор, без этого никак. Сначала показывали новости про убийства, потом новости про убийства журналистов, которые снимали новости про убийства, а потом сериалы  и фильмы, где убивали друг друга актеры.  Чтобы совсем не загнить на буржуазном западе, а может от тоски, а может оттого, что наткнулась на пост о 12ой годовщине смерти Сергея Бодрова, я решила пересмотреть братьев. Помню, папа мне как-то говорил, восхищаясь игрой Высоцкого, как гениально тот сыграл Жеглова, персонаж по сути лишенный каких либо положительных черт, кроме чувства справедливости. Так сыграл, что проникаешься к нему симпатией, не смотря на кошелек-кошелек, на то, что «не клинок это вовсе, а охотничий кистень» и прочую однобокую его правду. Я тогда этого совершенно не понимала, для меня оба и суровый Жеглов и попискивающий про права человека хипстер Шарапов были частью далекой истории. А вот Данила Багров – мой современник. Он один из тех образов из телевизора, накрепко засевших в голове с восьмилетнего возраста. Русский супермен, борец за справедливость, ветеран первой чеченской, любит делать обрезы из всего, что попадется под руку, обладает навыками рукопашного боя (уровень –  Брюс Ли). При этом пронзительно искренний, добрый, скромняга, любит Наутилус и ДДТ, улыбается во все лицо, когда вспоминает брата, чудо-мальчик. Гений Балабанова родил этого персонажа тогда, когда это было просто необходимо, гений Бодрова воплотил его в жизнь. И засел этот образ в головах крепко и надолго. И нет в нем вычурности, геройства, голливудского пафоса. Зато есть «скоро вашей америке - кирдык», «я евреев как-то не очень», «режиссеров тоже, но ты вроде ничего», «он не американец, а француз – а какая разница?», «вы мне, гады, еще за Севастополь ответите», «are you gangsters? – no, we are Russians» "не брат ты мне, гнида черножопая". В 24 в кино видишь больше, чем в 8. Представьте теперь Данилу в наше время. Парень без образования, сын вора-рецидивиста из российской глубинки, приезжает в Питер и сразу начинает участвовать в криминальных разборках, устранять авторитетов, спать с чужой женой, делать подпольно оружие. Оружие и безнаказанность доводят его до того, что он начинает применять его когда собственной жизни опасность не грозит, стреляя в безоружного человека. Тогда, в конце первого фильма, возлюбленная ставит Данилу на место, говоря, что тот возомнил себя крутым, и теперь может всех убить. Однако во втором фильме Данила едет в Америку, и там, в клубе, крошит целую кучу невинных людей (может и виновных в чем-то, но точно не в смерти его друга). Кроме того, убивает нескольких охранников в офисном здании. За этим никакого раскаяния не следует. Он хладнокровно и жестоко расправляется с теми, кого определил в нехорошие люди. Английского языка он не знает и учить не собирается, в Америке плохо и нет ничего настоящего, кроме денег и украинской мафии. Русскую девушку, работающую проституткой надо спасать, а вот с американской телеведущей можно провести одну ночь просто потому что а почему бы и нет, сама же хочет. Доброта, ум и честность Данилы соседствуют с ограниченностью кругозора, легкой формой национализма и кучей предрассудков. Простой гениальный противоречивый образ. Наше поколение выросло в это время, мы смотрим это кино и не можем не симпатизировать герою. При этом при теоретической встрече с подобным персонажем в реальности норма реакции – не попадаться на глаза. Телевидение и кино с тех пор измельчало, вся эта бандитская романтика выродилась феномен русского сериала про ментов – «посмотрел - поблевал». И вместе с тем, эти картинки из 90х, эти фразы вкупе со знаменитым задорновским «ну тупые!», остаются в головах не только хипстеров-интеллектуалов с кандидатской диссертацией, но и вполне себе «простых русских ребят» со всеми вытекающими. Балабанов, конечно, снимал кино не для того чтобы чего-то там проповедовать. Он делал срез реальности как таковой, художественно преувеличивая одни стороны действительности и оставляя другие не тронутыми. Но некоторые куски этого среза резонируют в пустых черепных коробках особенно сильно. Такова судьба любого гениального произведения. Одного из произведений,  внесших большой вклад в формирование сознания нынешних 25-30 летних. Are you gangsters? – no, we are Russians. Сложно признаться, но если поглубже копнуть под все эти сериалы на английском, визы, загранпаспорта, итальянский сыр и стулья из икеи, в каждом из нас найдется такой маленький напыщенный человечек, который будет получать удовольствие оттого, что за границей русских все еще боятся. Испытывать какую-то странную, как будто запрещенную гордость. Guilty pleasure это у них называется. ­Я недавно воспользовалась этим стереотипом, когда очередной кадр подвалил знакомиться. Я была злая и ответила «I'm Russian and I'm married. Isn’t it scary enough?» - кадр дематериализовался в считанные мгновения. Вот и порадовался мой человечек.

Ни Балабанова, ни Бодрова больше нет в живых. Они ушли вместе с эпохой. Интересно, не оборвись жизнь Бодрова 12 лет назад, что бы он сейчас снимал? Продолжал ли бы он развивать этот образ? Иногда мне кажется, что он ушел вовремя. Кем был бы Высоцкий, если бы дожил до 90ого года? И кем стал бы Данила Багров сейчас? Иногда мне кажется, что хорошо, что он не видит, как гадов заставляют отвечать за Севастополь а про кирдык Америке говорят в новостях. Как чувствовал бы себя актер, сыгравший, скажем, хорошего и сильно верующего мусульманского подростка, знакомого с оружием, перед исламской революцией в Иране?­ Или ты такой написал книгу, а какой-то идиот ее прочитал и убил Джона Леннона. Понятно, что Ницше не имел никакого отношения к нацизму в Германии, а Гегель к научному коммунизму, а Вагнер никогда не мечтал о воздушной атаке. Но они то об этом никогда и не узнали. А вот Курт Кобейн узнал в свое время, что под его песню “Rape me” несколько подростков изнасиловали девушку. Кто знает, почему он на самом деле застрелился. Я, конечно, утрирую и перегибаю, в данном случае влияние фильма куда более неоднозначное, размытое, непрямое. Но тонкая творческая натура не может не чувствовать себя причастной. Они, гении, отличаются в первую очередь тем, что им не пофиг на то, что они делают. Может поэтому в последних фильмах Балабанова нет ваще ни одного положительного персонажа.

3Mmctc3cVig
Subscribe

  • личное

    Бывает, шаришься так по контакту, натыкаешься на старичку какой-то телки. И думаешь, "о, какая-то телка". Фоточки, глазки, цветочки,…

  • (no subject)

    И вот короче пошла вчера в тренажерку, бегу на беговой дорожке и ловлю себя на том, что думаю "нет, пожалуй я способна воспринимать рациональное…

  • сикорски

    Какое же это наслаждение, узнавать цитаты. Я не знаю, почему, может это отголосок упаднического чгкстного мышления «хрхр, смотрите все, какой я…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments